СМС-рассылки в банках
Горячая тема последних нескольких месяцев - резкий рост стоимости СМС-рассылок для банковского сектора. Читайте наш аналитический материал про рассылки в банках.
1.Что случилось?
С декабря 2017 года большая четверка операторов связи практически одновременно увеличила стоимость СМС-рассылок для всех категорий клиентов без исключения. Учитывая, однако, что исторически банки были в привилегированном положении, изменение цен их консулось самым непосредственным образом. Так, например:
- 1 декабря 2017 МТС поднял цены СМС-рассылок и отменил тарифную опцию "Индивидуальная подпись", что сильнее всего сказалось на клиентах с большим объемом трафика (например, банках);
- 1 декабря 2017 года Билайн перестал согласовывать шаблоны сервисных СМС-сообщений на латинице (в 1 СМС помещается до 160 латинских символов, цифр или спецсимволов), заставляя банки использовать кириллицу (в 1 СМС помещается до 70 нелатинских символов, цифр или спецсимволов). Это в одночасье привело к удорожанию осуществляемых банками СМС-рассылок примерно вдвое или около.
- 1 февраля 2018 года Билайн сильно поднимает стоимость отправки СМС в рамках услуги "Мультиподпись", а с 1 апреля 2018 года - меняются (=сильно растут) цены в рамках услуги "Индивидуальная подпись". И если от роста цены "Мультиподписи" пострадали главным образом небольшие клиенты, то от повышения стоимости рассылок в рамках "Индивидуальнной подписи" - крупные клиенты (банки в их числе).
- 1 февраля 2018 года Мегафон сильно поднимает цены в рамках услуг "Мультиподпись" и "Индивидуальная подпись". Важно отметить, что примерно в 4 раза вырастает стоимость отправки так называемых "транзакционных" (категория была создана исключительно для банков) СМС. Резкое повышение цен происходит и у принадлежащих Мегафону Йота и Смартс.
- 1 марта 2018 года совершенно аналогичные изменения происходят и у оператора Теле2.
Совокупное подорожание СМС-рассылок для банков составило не менее 50-100%, что очень существенно отразится на расходах банков на СМС-рассылки. Понятное дело, банки стали высказывать озабоченность, ведь суммарные годовые расходы банков на СМС-рассылки превышают 30-40 миллиардов рублей (источник), а изменения грозят существенным увеличением указанной цифры.
2.Почему это так важно для банков?
Банки отправляют огромное количество СМС-сообщений и являются самым большим их потребителем. По количеству отправляемых СМС с банками не может сравниться ни одна другая отрасль экономики (источник). Что рассылают банки:
- СМС-уведомления держателей пластиковых карт о движении средств на счете;
- СМС-уведомления о результатах рассмотрения заявки на получение кредита;
- СМС с одноразовыми паролями для подтверждения осуществляемых операций;
- СМС-рассылка с предложением новых услуг, тарифов, акций и вкладов и многое другое.
Немалая часть отправляемого СМС-трафика осуществляется в силу наличия требования закона «О национальной платежной системе» информировать клиентов об операциях по картам (смс в этом случае является самым быстрым, надежным и безопасным способом коммуникаций). Следовательно, повышение стоимости рассылок неизбежно приведет к нарушению сложившегося баланса во взаимоотношениях банков, операторов связи, клиентов и т.п. Ведь, банки будут вынуждены принять меры по снижению стоимости рассылок и перекладыванию затрат на своих клиентов.
3.Что делают банки?
- Они жалуются в Федеральную антимонопольную службу на резкое (не обоснованное) подорожание цен на СМС-рассылки. Опи просят проверить сложившуюся ситуацию и дать оценку тому, насколько рост цен соответствует положениям российского законодательства.
- Оптимизируют (снижают) количество отправляемых СМС-сообщений, уменьшая длину СМС, частоту отправки, вычищая базы получателей от "мертвых" клиентов.
- Обращают свой взоз на такие альтернативные способы коммуникаций, как push-уведомления, email-рассылки, информирование в личном кабинете или мобильном приложении, рассылки через мессенджеры и социальные сети.
4.К чему это приведет?
Жадность Резкие шаги операторов связи в области тарификации СМС-рассылок неизбежно отразятся (и уже отражаются) на рынке таким образом:
- Потребители рассылок будут все шире использовать альтернативные (и более дешевые) спосбоы коммуникаций со своими клиентами, партнерами и потребителями;
- Потребители рассылок будут проводить оптимизацию отправляемых сообщений, уменьшая их количество. Именно это мы наблюдаем среди наших партнеров, которые пересматривают частоту отправок, переходят на латиницу, сокращают длину СМС и т.п.
5.Вывод
Наша компания надеется, что Федеральная антимонопольная служба разберется в вопросе повышения цен и даст оценку допустимых пределов изменения условий отправки сообщений, что самым позитивным образом скажется на стабилизации столь важного рынка рассылок. Последние же несколько лет тарифы СМС-рассылок растут не по дням, а по часам (с конца 2013 года цены по некоторым позициям СМС-рассылок выросли в 60-110 раз, что вряд ли можно объяснить чем-то кроме злоупотреблений монопольным/олигопольным/доминирующим положением операторов связи). В завершение отметим несколько важных моментов:
- Вряд ли есть большая разница в желании ФАС обуздать тарифы на внутренний роуминг и СМС-рассылки
- Банки не являются единственной пострадавшей стороной, ведь мелкие и средние потребители рассылок платят существенно больше, чем банки после повышения стоимости.