Меню
Блог

Компенсация морального вреда за избыточные и необоснованные звонки, СМС и электронные письма

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в своем определении от 27 февраля 2018 г. N 5-КГ17-256 установила, когда можно требовать возмещения морального времда за избыточные и необостованные звонки, СМС или электронные письма (=спам).

1.Предыстория

Гражданин (истец) обратился в суд с иском к коллекторской организации (ответчику) о взыскании компенсации морального вреда, а также о признании действий ответчика по обработке его персональных данных незаконными, возложении на ответчика обязанности исключить его персональные данные, прекратить их обработку и направить истцу соответствующее письменное уведомление.

В обоснование требований истец указал, что ответчик неоднократно осуществлял телефонные звонки и отправлял СМС-сообщения на его мобильный номер телефона с требованием (в грубой форме) погасить задолженность по кредиту, полученному в неком банке.
При этом:

  1. Звонки производились как в рабочее, так и в личное время истца
  2. СМС-сообщения отправлялись в любое время суток и содержали угрозы.
  3. Истец в договорных отношениях ни с банком, ни с ответчиком не состоял, заемщиком либо поручителем по кредитам не является, в связи с чем указанные действия ответчика являются незаконными, нарушают права истца и причиняют ему моральный вред.

2.Решение

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила, что:

  1. Истец может подать иск о взыскании компенсации морального вреда
  2. Действия ответчика по обработке персональных данных истца были незаконными
  3. Ответчик обязан исключить персональные данные и перестать их обрабатывать
  4. Избыточные и необоснованные звонки и направление СМС-сообщений на номер телефона гражданина с требованием возвратить несуществующие долги посягают на достоинство человека и являются вмешательством в его частную жизнь

3.Вывод

Существуют ситуации, когда гражданин, получающий избыточные и необоснованные телефонные звонки, СМС-сообщения и электронные письма, может потребовать компенсации морального вреда с ответчика. Важно отметить, что претендовать на возмещение морального вреда за необоснованные (=направленные абоненту без его согласия) звонки и СМС-сообщения можно и тогда, когда сообщения носят рекламный характер (см. определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 июля 2012 г. № 33-9187, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 апреля 2015 г. по делу № 33-2034/2015, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 декабря 2015 г. по делу № 33-10601/2015). При этом не имеет значения, каким образом рекламное сообщение было отправлено получателю: посредством телефонного звонка, СМС-сообщения или по электронной почте.