Меню
Блог

Оферта на сайте: делаем правильно

Содержание:

Время от времени наша компания получает от оператора связи или ФАС запросы на предоставление согласий конкретных абонентов на получение рекламных СМС-рассылок. В этой статье расскажем о том, как корректно оформить процесс работы с покупателями интернет-магазина, чтобы не было претензий от операторов связи или ФАС.

Идеальным вариантом разрешения ситуации является предоставление письменного согласия абонента по получение рекламных СМС-рассылок, однако в целом ряде случаев письменного согласия может и не быть, так как СМС-рассылка была осуществлена на основании акцепта оферты при заказе товара в интернет-магазине. 

Очевидно, что собственноручно оставив свои контактные данные и подписав согласие, абонент самым прямым образом соглашается на получение СМС-рассылок. Именно об этом и свидетельствует скрепленное подписью согласие на получение рекламных СМС. Соответственно, операторы связи и ФАС хотели бы видеть именно письменные согласия абонентов, а не какие-то иные формы согласий.

Реальность, однако, такова, что практически все онлайн-услуги оказываются на основании акцепта оферты, и российское законодательство рассматривает оферту в качестве полноценного договора, что также означает необходимость признавать положения оферты, касающиеся согласия на получение рекламных СМС-сообщений. Понимая, что зачастую очень сложно доказать, что оферта содержала нужные положения/условия в момент ее акцепта абонентом, наша компания разработала и уже проверила на практике следующий комплекс мероприятий для интернет-магазинов для минимизации риска получения штрафных санкций от операторов связи ли ФАС:

  1. Создать/доработать и разместить на сайте интернет-магазина документ с политикой конфиденциальности и согласием на получение рекламных рассылок. Например, этот документ может выглядеть так:
    • Простой вариант: https://targetsms.ru/blog/238-obrazets-soglasiya-na-sms-rassylku-dlya-sajta
    • Усложненный (отличный) вариант: https://targetsms.ru/blog/1196-politika-obrabotki-personalnykh-dannykh-i-soglasie-na-poluchenie-reklamnykh-rassylok
  2. Описанный выше документ должен не просто находится на Вашем сайте, пользователь должен его принять/согласиться, совершив какое-то совершенно конкретное действие, например:
    • Принять условия, поставив галочку "Я согласен с условиями оказания услуги (офертой, политикой и т.п.)", без которой регистрация на сайте будет невозможна
    • Принять условия, нажав на кнопку "Сделать заказ", которую сопровождает текст "Нажимая кнопку "Сделать заказ" я соглашаюсь с условиями оказания услуги (офертой, политикой и т.п.)"
      Важно понимать, что просто звонок клиента на Ваш телефон не является согласием на получение рекламных рассылок в будущем. Например, в нашем случае потенциальный клиент принимает условия оказания услуг, поставив галочки "Я согласен с условиями предоставления сервиса" и "Я согласен на обработку персональных данных" в форме регистрации https://sms.targetsms.ru/ru/reg.html. Без этих галочек клиент не сможет зарегистрироваться.
  3. В форме регистрации или заказа обязательно предусмотрите следующие поля (как минимум):
    • ФИО (либо Фамилия, Имя, Отчество отдельно)
    • Мобильный телефон
    • Электронный адрес (если необходимо)
      Желательно собирать больше данных (дата рождения, адрес, паспортные данные, но это не всегда возможно и остается на Ваше усмотрение).
  4. По действующему законодательству указанные номер телефона и электронный адрес (если нужно) нужно идентифицировать, чтобы гарантировать, что при регистрации не были указаны чужие данные (указание чужого или ошибочного номера телефона не считается согласием). Конечно, в подавляющем большинстве случаев абоненты указывают свои контактные данные, поэтому часть наших клиентов/партнеров не делают дополнительную идентификацию введенных данных (номер телефона).
    Мы, например, делаем дополнительную идентификацию одноразовым СМС-паролем, который высылается при входе в личный кабинет СМС-рассылок. Вы также можете делать идентификацию отправкой одноразового пароля, а можете на свой страх и риск ее не делать. Например, технически идентификацию можно сделать так: https://targetsms.ru/avtorizatsiya-po-sms
  5. Все данные зарегистрировавшихся абонентов должны храниться у Вас, чтобы при необходимости их можно было предъявить нам, операторам связи или в ФАС.
    Например, мы храним следующие данные по каждой регистрации в нашем сервисе:
    • Телефон
    • Электронная почта
    • Логин от личного кабинета
    • IP-адрес, с которого была сделана регистрация в сервисе (очень важный параметр)
    • Дата и время регистрации
    • Реферальная ссылка, если есть

1.Вывод

Простое размещение документа с политикой конфиденциальности на Вашем сайте является недостаточной мерой и не будет считаться согласием абонента на получение рекламных сообщений, если Вам не удастся доказать, что абонент действительно предпринял действия, которые четко показывают, что он дал свое согласие на получение рекламы. У Вас точно возникнут проблемы, если:

  1. На сайте вообще нет оферты
  2. Оферта есть, но она не содержит пункта про согласие абонента на получение рекламных СМС-рассылок
  3. Оферта есть, но абоненту не обязательно предпринять какое-то действие, чтобы ее принять (=можно сделать заказ, не приняв оферту)
  4. Данные, которые ввел абонент, не проверяются (если вместо реального ФИО абонент ввел ААА, то согласие на рассылку будет сложно назвать полноценным)
  5. Введенный номер телефона не идентифицирован путем отправки СМС или звонка (=абонент мог ввести чужой или ошибочный номер телефона - тогда это не является согласием)
  6. Вы не сохраняете данные клиента (ФИО, номер телефона, дата и время заказа, состав заказа, IP-адрес клиента и т.п.)

Что делать: оформляйте оферту корректно!