Оферта на сайте: делаем правильно
Время от времени наша компания получает от оператора связи или ФАС запросы на предоставление согласий конкретных абонентов на получение рекламных СМС-рассылок. В этой статье расскажем о том, как корректно оформить процесс работы с покупателями интернет-магазина, чтобы не было претензий от операторов связи или ФАС.
Идеальным вариантом разрешения ситуации является предоставление письменного согласия абонента по получение рекламных СМС-рассылок, однако в целом ряде случаев письменного согласия может и не быть, так как СМС-рассылка была осуществлена на основании акцепта оферты при заказе товара в интернет-магазине.
Очевидно, что собственноручно оставив свои контактные данные и подписав согласие, абонент самым прямым образом соглашается на получение СМС-рассылок. Именно об этом и свидетельствует скрепленное подписью согласие на получение рекламных СМС. Соответственно, операторы связи и ФАС хотели бы видеть именно письменные согласия абонентов, а не какие-то иные формы согласий.
Реальность, однако, такова, что практически все онлайн-услуги оказываются на основании акцепта оферты, и российское законодательство рассматривает оферту в качестве полноценного договора, что также означает необходимость признавать положения оферты, касающиеся согласия на получение рекламных СМС-сообщений. Понимая, что зачастую очень сложно доказать, что оферта содержала нужные положения/условия в момент ее акцепта абонентом, наша компания разработала и уже проверила на практике следующий комплекс мероприятий для интернет-магазинов для минимизации риска получения штрафных санкций от операторов связи ли ФАС:
- Создать/доработать и разместить на сайте интернет-магазина документ с политикой конфиденциальности и согласием на получение рекламных рассылок. Например, этот документ может выглядеть так:
- Простой вариант: https://targetsms.ru/blog/238-obrazets-soglasiya-na-sms-rassylku-dlya-sajta
- Усложненный (отличный) вариант: https://targetsms.ru/blog/1196-politika-obrabotki-personalnykh-dannykh-i-soglasie-na-poluchenie-reklamnykh-rassylok
- Описанный выше документ должен не просто находится на Вашем сайте, пользователь должен его принять/согласиться, совершив какое-то совершенно конкретное действие, например:
- Принять условия, поставив галочку "Я согласен с условиями оказания услуги (офертой, политикой и т.п.)", без которой регистрация на сайте будет невозможна
- Принять условия, нажав на кнопку "Сделать заказ", которую сопровождает текст "Нажимая кнопку "Сделать заказ" я соглашаюсь с условиями оказания услуги (офертой, политикой и т.п.)"
Важно понимать, что просто звонок клиента на Ваш телефон не является согласием на получение рекламных рассылок в будущем. Например, в нашем случае потенциальный клиент принимает условия оказания услуг, поставив галочки "Я согласен с условиями предоставления сервиса" и "Я согласен на обработку персональных данных" в форме регистрации https://sms.targetsms.ru/ru/reg.html. Без этих галочек клиент не сможет зарегистрироваться.
- В форме регистрации или заказа обязательно предусмотрите следующие поля (как минимум):
- ФИО (либо Фамилия, Имя, Отчество отдельно)
- Мобильный телефон
- Электронный адрес (если необходимо)
Желательно собирать больше данных (дата рождения, адрес, паспортные данные, но это не всегда возможно и остается на Ваше усмотрение).
- По действующему законодательству указанные номер телефона и электронный адрес (если нужно) нужно идентифицировать, чтобы гарантировать, что при регистрации не были указаны чужие данные (указание чужого или ошибочного номера телефона не считается согласием). Конечно, в подавляющем большинстве случаев абоненты указывают свои контактные данные, поэтому часть наших клиентов/партнеров не делают дополнительную идентификацию введенных данных (номер телефона).
Мы, например, делаем дополнительную идентификацию одноразовым СМС-паролем, который высылается при входе в личный кабинет СМС-рассылок. Вы также можете делать идентификацию отправкой одноразового пароля, а можете на свой страх и риск ее не делать. Например, технически идентификацию можно сделать так: https://targetsms.ru/avtorizatsiya-po-sms - Все данные зарегистрировавшихся абонентов должны храниться у Вас, чтобы при необходимости их можно было предъявить нам, операторам связи или в ФАС.
Например, мы храним следующие данные по каждой регистрации в нашем сервисе:- Телефон
- Электронная почта
- Логин от личного кабинета
- IP-адрес, с которого была сделана регистрация в сервисе (очень важный параметр)
- Дата и время регистрации
- Реферальная ссылка, если есть
1.Вывод
Простое размещение документа с политикой конфиденциальности на Вашем сайте является недостаточной мерой и не будет считаться согласием абонента на получение рекламных сообщений, если Вам не удастся доказать, что абонент действительно предпринял действия, которые четко показывают, что он дал свое согласие на получение рекламы. У Вас точно возникнут проблемы, если:
- На сайте вообще нет оферты
- Оферта есть, но она не содержит пункта про согласие абонента на получение рекламных СМС-рассылок
- Оферта есть, но абоненту не обязательно предпринять какое-то действие, чтобы ее принять (=можно сделать заказ, не приняв оферту)
- Данные, которые ввел абонент, не проверяются (если вместо реального ФИО абонент ввел ААА, то согласие на рассылку будет сложно назвать полноценным)
- Введенный номер телефона не идентифицирован путем отправки СМС или звонка (=абонент мог ввести чужой или ошибочный номер телефона - тогда это не является согласием)
- Вы не сохраняете данные клиента (ФИО, номер телефона, дата и время заказа, состав заказа, IP-адрес клиента и т.п.)
Что делать: оформляйте оферту корректно!