Меню
Блог

Порядок подачи жалоб в ФАС на незаконную СМС-рекламу

После получения очередного рекламного СМС-сообщения одним из наших сотрудников, не дававшим на это своего согласия, мы решили собрать воедино рекомендации ФАС по борьбе с этим видом нарушения законодательства. В данном материале публикуем порядок подачи жалоб на незаконную СМС-рекламу. В качестве источника будет использоваться сайт Федеральной антимонопольной службы России.

Итак, согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы.

1.Рекомендации до обращения в ФАС

До обращения в федеральную антимонопольную службу с жалобой на незаконнкую рассылку СМС-рекламы получателям такой рассылки рекомендуется сделать следующее:

  1. Внимательно изучить договор на оказание услуг мобильной связи, заключенный с Оператором. Как правило, таким договором предусмотрено, что, подписывая договор, Абонент выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц, и был ознакомлен и согласен с Правилами (условиями) оказания Оператором услуг связи;
  2. Внимательно ознакомиться с Правилами (условиями) оказания услуг связи. Оператор обязан разместить такие Правила на своем официальном сайте и вправе вносить изменения и дополнения в них без персонального уведомления абонентов об этом, и часто Правилами предусмотрено право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний;
  3. Обратиться к Оператору связи с заявлением об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения в том случае, если Ваше согласие на получение рекламы в перечисленных выше документах присутствует;
  4. Обратиться к Оператору связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается. Оператор связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента. Оператор связи обязан прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» рассылку;
  5. Аналогичным образом рекомендуется поступать в отношении лиц, инициировавших рассылку (заказчиков рассылки), если получателю рассылки известно данное лицо.

1.1.Форма обращения к оператору связи и/или рекламодателю

Направлять Оператору связи или заказчику СМС-рассылки обращение следует в письменной форме на имя руководителя компании (отправка письма по электронной почте, устное обращение не является доказательством его получения надлежащим лицом).

Это можно сделать следующими способами:

  1. По почте с уведомлением о вручении;
  2. Лично передать представителю компании один экземпляр обращения, второй экземпляр оставить в своем распоряжении, проставив на нем отметку о входящем номере и/или подпись должностного лица и дату принятия обращения.

2.Порядок подачи жалобы на незаконную рекламу в ФАС

Продолжение рассылки СМС-рекламы абоненту, выразившему письменный отказ от получения смс-рекламы, будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона «О рекламе», что, в свою очередь, является поводом для обращения в антимонопольный орган с жалобой. Заявление подается в антимонопольный орган по месту государственной регистрации юридического лица – Оператора связи, в письменной форме с приложением документов:

  1. Копия Вашего обращения к оператору мобильной связи с приложением доказательств его получения Оператором (должна быть отметка о его принятии или почтовое уведомление о его доставке);
  2. Фотографии рекламных сообщений с экрана мобильного телефона, поступивших после обращения к оператору с требованием прекратить распространение рекламы;
  3. Детализация выписки по абонентскому номеру за период получения смс-рекламы;
  4. Копия договора с оператором на оказание услуг мобильной связи;
  5. Согласие на раскрытие тайны связи, выраженное в письменной форме и удостоверенное личной подписью на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о Ваших сообщениях следующего содержания: "Я, ФИО , серия и номер паспорта , даю согласие на получение ФАС России (а в случае необходимости и ее территориальными органами) информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных дата/ период поступления данных на/от абонентский номер номер телефона в сети оператора связи название оператора связи", удостоверенное личной подписью. Заявление и согласие на раскрытие тайны связи должно быть подписано собственноручно и может быть направлено в антимонопольный орган почтовой связью или в форме сканированной копии или фотографии по каналам электросвязи.

В жалобе также необходимо указать, имеющиеся в Вашем распоряжении сведения:

  1. Рекламораспространитель и рекламодатель (наименование, местонахождение, контактная информация);
  2. Период поступления рекламы;
  3. Номера телефонов, на который поступала и с которого направлялась реклама;
  4. Описать существо отношений с отправителем рекламы,
  5. Изложить требование.

Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его поступления в Управление ФАС России.

3.Документы

  1. ПРИКАЗ от 23 ноября 2012 г. N 711/12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ, ВОЗБУЖДЕННЫХ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ"
  2. Пример заявления в ФАС