Меню
Блог

Российский рынок СМС-рассылок в 2022 году вырос на 20%

По данным сайта https://www.vedomosti.ru/, российский рынок СМС-рассылок по итогам 2022 года вырос примерно на 20%. Это значит, что совокупный объем рынка может достичь 40 миллиардов рублей, половина которых приходится на банковский серктор.

В 2022 году рост рынка СМС-рассылок обеспечили преимущественно клиентские уведомления банков, часть из которых лишились возможности отправлять push-уведомления из-за санкций. Основные банки, которые нарастили объем использования СМС-рассылок, - это «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф». С тем, что на рост рынка повлиял вынужденный отказ банков от push-уведомлений, согласен и источник «Ведомостей» в операторе большой четверки. В 2021 году рынок рассылок также рос, но показатель был меньше - на уровне 12%. В конце февраля 2022 года из App Store и Google Play начали удалять приложения подсанкционных российских банков. В частности, это коснулось приложений «Сбера», ВТБ, Альфа-банка, «Открытия», Совкомбанка, Промсвязьбанка и Новикомбанка. При этом Apple не просто запретила дистрибуцию приложений через свой каталог, но и отключила их от сервиса рассылки push-уведомлений Apple Push Notification. Поэтому запуск альтернативных приложений, таких как СБОЛ от Сбербанка, не решил проблему. «Из-за введенных санкций клиенты мобильного приложения «Сбербанк онлайн» на iOS (Apple) вместо push-уведомлений будут получать sms с номера 900», – говорится на сайте «Сбера».

Необходимость использовать СМС-оповещения в качестве основного канала информирования клиентов может привести к увеличению расходов банков примерно на 25 млрд руб. в год в масштабах всей банковской системы, писали «Ведомости» со ссылкой на прогноз Ассоциации банков России.

Эксперты не исключают, что темпы роста сегмента СМС-рассылок могут быть даже выше 20%. Аналитик агентства MForum Алексей Бойко полагает, что он будет на уровне 20–30%, а директор аналитической компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов говорит о 25%. «Рост рынка СМС-уведомлений вполне естественен, поскольку все больше людей пользуется онлайн-площадками для покупок, а авторизация платежей зачастую требует банковских СМС-подтверждений», – говорит Бойко. Большая часть уведомлений по sms приходится на крупнейшие банки, замечает Анкилов, но этот канал также используют электронные магазины для подтверждения онлайн-заказов, курьерские службы, салоны красоты и др. Кроме того, по словам Бойко, все активнее распространяется и практика СМС-напоминаний о записи на прием к врачу или предстоящем культурном мероприятии.

Базовые тарифы на СМС публичны и составляют от 1,5 руб. за сообщение, но многие банки ведут расчеты с операторами на индивидуальных условиях, именно поэтому сложно делать предположения о росте цен на услугу (примечание TargetSMS.ru - экспертам "Ведомостей" сложно делать предположение о росте цен на услугу СМС-рассылок, а нам, как участнику рынка рассылок, легко: цены на СМС-рассылки растут непрерывно. В 2022 году практически все операторы связи провели несколько повышений цен). К тому же различаются типы СМС и их стоимость: транзакционные банковские сообщения самые дешевые, авторизационные (с паролем) чуть дороже, самые дорогие рекламные sms могут стоить 2–3 руб. за сообщение (примечание TargetSMS.ru - "рекламные" СМС абонентам Билайн, Мегафон и Теле2 стоят дороже 3 рублей). Дополнительная оплата взимается и за буквенное имя отправителя. Но существенных перспектив у СМС-рассылок не будет, в ближайшие 2–4 года рынок в деньгах и в количестве отправляемых сообщений начнет стагнировать, считает эксперт. «Уже в ближайший год абоненты все активнее будут использовать альтернативные каналы: голосовые, например так называемые flash call (прием звонка и ввод последних четырех цифр входящего номера для авторизации), уведомления в мессенджерах и российских соцсетях, а также сканирование QR-кодов. СМС постепенно будут становиться лишь поддерживающим способом оповещений», – полагает аналитик. Довольно скептичную оценку перспектив сегмента дает и Делицын. В целом рынок sms-рассылок сокращался год от года, полагает он: «Это уходящая услуга, на которой в течение длительного времени операторы хорошо зарабатывали». Теперь СМС уступают место другим способам оповещения - push-уведомлениям, соцсетям и мессенджерам.

Компания TargetSMS.ru полагает, что сгущать краски не стоит, так как СМС-рассылки зачастую являются совершенно безальтернативным способом коммуникаций с абонентами и вряд ли СМС будут полностью замещены иными способами взаимодействия с клиентами. В подтверждение наших слов отметим, что с 1 марта 2023 года российским банкам запретили использовать иностранные мессенджеры при оказании финансовых и государственных услуг. В список вошли такие мессенджеры: Telegram, WhatsApp (входит в признанную экстремистской и запрещенную в России Meta), Viber, Microsoft Teams, Skype, Snapchat, Wechat и Threema.

Отметим также, что, с нашей точки зрения, наибольший ущерб рынку наносит не макроэкономическая и политическая обстановка, а действия операторов связи, которые приводят к резкому и постоянному росту цен на отправку СМС, а также существенному усложнению работы с инструментом СМС-рассылок. Эти действия приводят к тому, что рынок СМС-рассылок стагнирует, несмотря на то что в современных реалиях более естественным состоянием рынка рассылок должен быть рост, так как все больше людей пользуется онлайн-площадками для покупок, а авторизация платежей зачастую требует банковских СМС-подтверждений.