Компенсация морального вреда за утечку персональных данных
Ранее мы уже описывали примеры из практики, когда граждане получали компенсацию морального время за избыточные и необоснованные звонки, СМС или электронные письма (тут и тут). Сегодня приведем пример дела, в котором гражданин смог получить компенсацию морального время за факт утечки своих персональных данных.
1.Предыстория
Гражданка (истец) обратилась в суд с иском к ООО «Яндекс.Еда» о взыскании компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что 11.01.2019 между нею и ответчиком было заключено Пользовательское соглашение сервиса «Яндекс.Еда» на условиях, размещенных в сети Интернет путем принятия (акцепта) истцом предложения заключить договор (оферты) со стороны ответчика. В рамках Пользовательского соглашения истцом передавались свои персональные данные ответчику, а именно: ФИО, дата рождения, адрес проживания.
01.03.2022 на официальном сайте ответчика в сети Интернет была опубликована информация о том, что была выявлена утечка персональных данных клиентов в сеть Интернет, в результате которой были опубликованы личные данные пользователей. Впоследствии истец обнаружила свои персональные данные в открытом доступе в сети Интернет. По мнению истца, ответчик не обеспечил необходимый уровень защищенности персональных данных, в результате чего его персональные данные были разглашены неограниченному кругу лиц в отсутствие какого-либо согласия истца на совершение данных действий, чем были нарушены права истца как субъекта персональных данных.
Истец указывает, что в результате распространения персональных данных ему массово стали поступать звонки с рекламными предложениями (спам), помимо прочего, создается риск личной безопасности истца в связи с тем, что неограниченному кругу лиц стали известны сведения об адресе его проживания, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда (сумма не известна, в решении не указана).
2.Решение
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не был обеспечен необходимый уровень защищенности персональных данных пользователей сервиса, в результате чего персональные данные истца были разглашены неограниченному кругу лиц в отсутствие какого-либо согласия истца.
Учитывая характер нарушения прав истца, объем причиненных истцу нравственных страданий, требования разумности и справедливости, суд определил размер денежной компенсации морального вреда, взыскав указанную сумму с ответчика ООО «Яндекс.Еда» в пользу истца.
При этом суд первой инстанции указал, что истец имеет право на возмещение морального вреда, поскольку факт нарушения ответчиком норм действующего законодательства РФ в отношении истца как пользователя сервиса «Яндекс.Еда» установлен и подтвержден представленными по делу доказательствами, в результате чего истцу был причинен моральный вред, который подлежит денежной компенсации.
Апелляция согласилась с выводами суда и Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 09 ноября 2022 года оставила без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
3.Вывод
Существуют ситуации, когда гражданин, персональные данные которого были разглашены, может потребовать компенсации морального вреда с ответчика.
4.Смотрите также
- Компенсация морального вреда за рекламную СМС-рассылку без согласия получателя
- Компенсация морального вреда за избыточные и необоснованные звонки, СМС и электронные письма
Источник: Определение Московского городского суда по делу N 33-13427/2023