Меню
Блог

National Do Not Call

National Do Not Call – национальный реестр номеров телефонов, которые не могут использоваться телемаркетинговыми компаниями и службами для звонков, СМС рассылок, отправки факсов и т.п..

В разных вариантах представлен в США, Канаде, Сингапуре, Австралии, Великобритании, Новой Зеландии и т.п. Данный инструмент используется как мера противодействия спаму.

1.National Do Not Call в Канаде

Резиденты Канады, например, могут зарегистрировать свой номер телефона в NDCL:

  1. Через интернет
  2. По телефону
  3. По факсу
  4. По телетайпу

За нарушение NDCL предусмотрены санкции, которые накладываются уполномоченной на это организацией (в Канаде это Canadian Radio-television and Telecommunications Commission).

Исключения из правила:

  1. Зарегистрированные благотворительные организации
  2. Политические партии или кандидаты
  3. Социологи
  4. Газеты общего распространения в целях привлечения подписчиков
  5. Звонки от телемаркетинговых организаций резидентам, с которыми есть договорные отношения
  6. Звонки от телемаркетинговых организаций резидентам, давшим свое устное или письменное согласие
  7. Неканадские номера телефонов

Закон о NDCL не предполагает наличия срока помещения номеров телефонов в лист, поэтому защите немедленно и навсегда подлежат все номера телефонов листа.

Закон о NDCL не предполагает блокировку нежелательных СМС-сообщений.

Критика:

  1. Слишком много исключений
  2. Защите подлежат только канадские резиденты
  3. Телемеркетинговые компании мигрируют в другие страны
  4. Часть пользователей заметила увеличение количества звонков после внесения своего номера телефона в лист
  5. Номера телефонов из листа можно скачать и использовать в своей работе из-за рубежа
  6. Нет защиты личных данных

2.National Do Not Call Register в Австралии

В Австралии защите также подлежат не только домашние и мобильные телефоны, но и факсы. Важная оговорка: защите подлежат номера телефонов, которые используются для личных целей (не рабочие телефоны). После добавления номера в регистр у телемаркетинговых компаний есть 30 дней на то, чтобы прекратить звонки. Номер остается в регистре на 8 лет.

Исключения из правила:

  1. Благотворительные организации
  2. Религиозные организации
  3. Образовательные учреждения
  4. Государственные органы
  5. Зарегистрированные политические партии и кандидаты
  6. Любые организации, которым абоненты дали свое явное или предполагаемое согласие, которое может быть отозвано в любое время
  7. Рыночные исследования не относятся к телемаркетинговым компаниям, следовательно, являются исключением из правила, но должны соответствовать промышленным стандартам.

Критика:

  1. Регистр не позволяет отказаться от назойливых звонков от политических партий и благотворительных организаций
  2. Небольшие бизнесы также не могут отказаться от получения звонков телемаркетинговых служб

New Zealand Name Removal Service в Новой Зеландии

Сервис предоставляется на добровольной основе Ассоциацией маркетинга Новой Зеландии и предотвращает звонки и электронные письма только от своих нескольких сотен членов. Сервис доступен только частным лицам.

Telephone Preference Service в Великобритании
Данный сервис позволяет предотвратить получение звонков с предложением что-то купить. Сервис бесплатен для пользователей. Существует аналогичная услуга для корпоративных пользователей. Организации обязаны проверять номера телефонов на их наличии в реестре до совершения звонка.

Закон требует, чтобы все организации, включая благотворительные, общественные, политические партии и т.п., не совершали звонков на номера телефонов, помещенные в реестр, если пользователь не дал согласия. При этом исследование 2013 года показало, что люди, поместившие номера телефонов в реестр, получали в два раза больше сообщений чем те, кто не помещал свой номер в лист. С 2012 года организация Information Commissioner, уполномоченная на претворение закона в жизнь, получила полномочия налагать штрафы до 500 тысяч фунтов стерлингов на тех, кто не соблюдает положения закона.

Критика:

  1. Слабое исполнение закона привело к тому, что организации игнорируют реестр
  2. Нет контроля за звонками из-за рубежа

Регистрация в реестре осуществляется через интернет или по телефону и занимает до 28 дней. Жалобы могут быть переданы через интернет.

База данных номеров в значительной степени не актуальна, так как компании добавляют в нее номера телефонов своих клиентов, чтобы их не беспокоили конкуренты.

Нежелательные звонки, которые не подпадают под закон:

  1. Звонки с согласия абонентов
  2. Молчаливые звонки
  3. Автоматические прозвоны с согласия
  4. Исследования рынка
  5. Коллекторы (но им можно запретить звонить повторно)
  6. СМС-сообщения
  7. Мошеннические звонки из-за рубежа

3.National Do Not Call Registry в США

Регистрация в регистре возможна по телефону или через интернет. После регистрации компаниям дается 31 день на то, чтобы прекратить звонки на номера регистра.
Мобильные телефоны можно внести в регистр по желанию абонента, несмотря на то, что регуляторы запрещают звонить на мобильные телефоны с автоматическим набором номера в любых обстоятельствах. Номера факсов также не нужно включать в регистр, так как уже существует достаточно жесткое законодательство, запрещающее отправку нежелательных факсов. Если абонент не желает помещать свой номер в регистр, он может потребовать у конкретной телемаркетинговой организации поместить его в стоп-лист этой компании.

Исключения из правила:

  1. Деловые телефонные линии
  2. Политические организации
  3. Некоммерческие организации
  4. Компании, проводящие исследования
  5. Компании, с которыми абонент имеет существующие деловые отношения в течение 18 месяцев после совершения последней покупки, оплаты или доставки если абонент специально не попросил не звонить;
  6. Абонент может еще в течение 31 дня получать звонки от компании, которую он попросил внести свой номер в стоп-лист, если он специально не попросил не звонить в это время.
  7. Коллекторы.

Одним из пробелов закона является, например, звонок с целью исследования, в конце которого запрашивается разрешение на повторный звонок.
Результаты: в регистре зарегистрировано более 70% американцев, большинство из которых отмечает значительное уменьшение количества звонков.

В России в настоящий момент нет аналога National Do Not Call реестров, но в нашем законодательстве подчеркивается необходимость предварительно получить согласие абонента на получение рекламы.