Блог
Проблемы законодательства против рассылки спама
Содержание:
В этой статье опишем проблемы российского законодательства по борьбе со спамом.
1.Проблемы:
- Одна из самых больших проблем российского законодательства – отсутствие четких требований к форме согласия абонента на СМС рассылку. Законодательство не уточняет ни саму форму согласия (устная, письменная, электронная, ни обязательную для указания в форме информацию (требования к идентификации отправителя и абонента, условия, срок действия и т.п.). Это приводит к серьезным разночтениям в вопросе, что есть согласие, а что нет.
- Отсутствие разумного срока действия согласия. Закон не оговаривает предельный срок действия согласия, хотя, возможно, это имело бы смысл.
- Законодательство не уточняет, какой уровень «однозначной» идентификации пользователя необходим согласно закону «О связи»? Должен ли абонент показать паспорт при заполнении согласия? Должен ли абонент предоставить оригинал/копию договора с оператором сотовой связи для доказательства того, что указанный номер телефона зарегистрирован на него?
- Отсутствие правил осуществления рассылок: не регулируется предельно допустимая частота рассылок, разумное время суток для осуществления рассылок, содержание текста сообщения и т.п.
- Отсутствие государственного реестра тех абонентов, кто отказывается получать рекламные сообщения. Как в противном случае доказать, что абонент отказывался от рассылок?
- Нет разграничения явно выраженного и неявного, но подразумеваемого согласия. Считается ли согласием самостоятельное размещение своих контактных данных публично? Например, если абонент продает или покупает автомобиль, считается ли нарушением закона отправка ему СМС с предложением этот автомобиль купить или продать?
- Нет ясности в вопросе, кто же является рекламораспространителем. Конечный клиент, в интересах которого была рассылка или вся цепочка до оператора или вместе с оператором?
- Нет ответственности за ложные жалобы абонента на спам. Почему абонента никак не наказывают за ложную жалобу, ведь процедуры в ФАС сложны и затратны?
- Нет требований к процедуре и содержанию отказа от подписки. Как доказать, что абонент изъявлял желание отписаться от рассылок?
- Нет требований к процедуре осуществления подписки: какая информация должна доноситься до абонента, должно ли высылаться подтверждение о том, что абонент подписан, нужно ли высылать способ отписки, получения дополнительной информации, требуется ли описать, что будет высылаться, как часто и т.п.
- Не оговорен момент, кому дается согласие и имеет ли такая компания право передавать данные абонента третьим лицам или рассылать по ним сообщения третьих лиц.
- Нет регулирования нерекламных сообщений.
- Не понятно, можно ли отказаться от надоедающих нерекламных сообщений, если можно, то как? Например, как отписаться от коллекторов? Или их нужно терпеть до момента возврата долга?
- Термин «реклама» требует уточнения. Является ли рекламой сообщение определенному кругу лиц?
- Отсутствие правила, что пользование услугами не является согласием на получение рассылок. Согласие на рассылку не может быть обязательным условием сделки.
- Если по закону «О связи» оператор сотовой связи обязан прекратить рассылку спама, то почему к ответственности за распространение спама продолжают привлекать другие компании, помимо оператора?
- Нет требований к содержанию рекламных СМС: идентификация рассыльщика, адрес, телефон, форма отписки.
- Нет ясности с тем, является ли рекламой рассылка по мессенджерам?
- Нет различия в тяжести правонарушения. Например, в Канаде по-разному наказывается случайная отправка сообщения абоненту и намеренная рассылка с целью извлечения выгоды (вплоть до уголовного преследования).
- Нет понимания, каким образом можно собирать базы абонентов. Можно ли, например, автоматически собирать базы номеров с сайтов типа avito и т.п.?
- Нет ясности, как поступать, если:
- номер телефона не принадлежит абоненту. Такой абонент не сможет получить детализацию вызовов и СМС у оператора связи и не сможет подать жалобу в ФАС.
- номер телефона перешел к другому абоненту. Если номер телефона теперь принадлежит новому абоненту, и предыдущий абонент давал свое согласие на рассылки, может ли нынешний абонент жаловаться на спам?
- абонент несовершеннолетний
2.Вывод
Данные «белые пятна» не способствуют четкости и прозрачности процедур работы на рынке рассылок, так как, с одной стороны, добросовестные участники рынка находятся всегда под угрозой применения санкций, с другой – недобросовестные игроки всегда находят лазейки для безнаказанного продолжения рассылок спама, а с третьей – получатели сообщений продолжают находится под перекрестным огнем и первых и вторых участников рынка.