Меню
Блог

Проблемы законодательства против рассылки спама

Содержание:

В этой статье опишем проблемы российского законодательства по борьбе со спамом.

1.Проблемы:

  1. Одна из самых больших проблем российского законодательства – отсутствие четких требований к форме согласия абонента на СМС рассылку. Законодательство не уточняет ни саму форму согласия (устная, письменная, электронная, ни обязательную для указания в форме информацию (требования к идентификации отправителя и абонента, условия, срок действия и т.п.). Это приводит к серьезным разночтениям в вопросе, что есть согласие, а что нет.
  2. Отсутствие разумного срока действия согласия. Закон не оговаривает предельный срок действия согласия, хотя, возможно, это имело бы смысл.
  3. Законодательство не уточняет, какой уровень «однозначной» идентификации пользователя необходим согласно закону «О связи»? Должен ли абонент показать паспорт при заполнении согласия? Должен ли абонент предоставить оригинал/копию договора с оператором сотовой связи для доказательства того, что указанный номер телефона зарегистрирован на него?
  4. Отсутствие правил осуществления рассылок: не регулируется предельно допустимая частота рассылок, разумное время суток для осуществления рассылок, содержание текста сообщения и т.п.
  5. Отсутствие государственного реестра тех абонентов, кто отказывается получать рекламные сообщения. Как в противном случае доказать, что абонент отказывался от рассылок?
  6. Нет разграничения явно выраженного и неявного, но подразумеваемого согласия. Считается ли согласием самостоятельное размещение своих контактных данных публично? Например, если абонент продает или покупает автомобиль, считается ли нарушением закона отправка ему СМС с предложением этот автомобиль купить или продать?
  7. Нет ясности в вопросе, кто же является рекламораспространителем. Конечный клиент, в интересах которого была рассылка или вся цепочка до оператора или вместе с оператором?
  8. Нет ответственности за ложные жалобы абонента на спам. Почему абонента никак не наказывают за ложную жалобу, ведь процедуры в ФАС сложны и затратны?
  9. Нет требований к процедуре и содержанию отказа от подписки. Как доказать, что абонент изъявлял желание отписаться от рассылок?
  10. Нет требований к процедуре осуществления подписки: какая информация должна доноситься до абонента, должно ли высылаться подтверждение о том, что абонент подписан, нужно ли высылать способ отписки, получения дополнительной информации, требуется ли описать, что будет высылаться, как часто и т.п.
  11. Не оговорен момент, кому дается согласие и имеет ли такая компания право передавать данные абонента третьим лицам или рассылать по ним сообщения третьих лиц.
  12. Нет регулирования нерекламных сообщений.
  13. Не понятно, можно ли отказаться от надоедающих нерекламных сообщений, если можно, то как? Например, как отписаться от коллекторов? Или их нужно терпеть до момента возврата долга?
  14. Термин «реклама» требует уточнения. Является ли рекламой сообщение определенному кругу лиц?
  15. Отсутствие правила, что пользование услугами не является согласием на получение рассылок. Согласие на рассылку не может быть обязательным условием сделки.
  16. Если по закону «О связи» оператор сотовой связи обязан прекратить рассылку спама, то почему к ответственности за распространение спама продолжают привлекать другие компании, помимо оператора?
  17. Нет требований к содержанию рекламных СМС: идентификация рассыльщика, адрес, телефон, форма отписки.
  18. Нет ясности с тем, является ли рекламой рассылка по мессенджерам?
  19. Нет различия в тяжести правонарушения. Например, в Канаде по-разному наказывается случайная отправка сообщения абоненту и намеренная рассылка с целью извлечения выгоды (вплоть до уголовного преследования).
  20. Нет понимания, каким образом можно собирать базы абонентов. Можно ли, например, автоматически собирать базы номеров с сайтов типа avito и т.п.?
  21. Нет ясности, как поступать, если:
    • номер телефона не принадлежит абоненту. Такой абонент не сможет получить детализацию вызовов и СМС у оператора связи и не сможет подать жалобу в ФАС.
    • номер телефона перешел к другому абоненту. Если номер телефона теперь принадлежит новому абоненту, и предыдущий абонент давал свое согласие на рассылки, может ли нынешний абонент жаловаться на спам?
    • абонент несовершеннолетний

2.Вывод

Данные «белые пятна» не способствуют четкости и прозрачности процедур работы на рынке рассылок, так как, с одной стороны, добросовестные участники рынка находятся всегда под угрозой применения санкций, с другой – недобросовестные игроки всегда находят лазейки для безнаказанного продолжения рассылок спама, а с третьей – получатели сообщений продолжают находится под перекрестным огнем и первых и вторых участников рынка.