Верховный суд подтвердил право ФАС запрашивать персональные данные спамеров
Сайт fontanka.ru сообщает, что Верховный суд России подтвердил право УФАС запрашивать персональные данные абонента, с номера телефона которого рассылались СМС-сообщения, имеющие признаки нарушения федерального закона «О рекламе».
Суть вопроса такова: Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по контролю за исполнением федерального закона «О рекламе». Для достижения целей своей деятельности ФАС обязана осуществлять разбирательства по вопросам недобросовестной рекламы. Одним из таких вопросов является рассылка так называемого СМС-спама или, другими словами, СМС-сообщений рекламного содержания, отправляемых абонентам, которые не давали своего согласия на получение таких сообщений. Для выяснения деталей УФАС прибегает к запросу документов от сторон дела, в том числе, например, у оператора связи запрашиваются данные стороны, осуществившей СМС-рассылку. И если такой стороной является юридическое лицо (что и происходит в подавляющем большинстве случаев), то никаких проблем с предоставлением документов не возникает. Проблемы возникают, когда рекламораспространителем является физическое лицо, в этом случае ряд положений российского законодательства запрещает оператору связи предоставлять персональные данные абонента без его согласия.
1.Например:
- Статьи 6 и 7 федерального закона «О персональных данных»;
- Статья 53 федерального закона «О связи».
С другой стороны, действующий федеральный закон «О защите конкуренции» позволяет Федеральной антимонопольной службе требовать у оператора связи документы, необходимые для выполнения своих функций. За непредоставление или несвоевременное предоставление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации) влечет наложение административного штрафа в размере от 50000 до 200000 рублей (часть 5 статьи 19.8 Кодекса России об административных правонарушениях).
Что делать оператору связи в этом случае? Чем руководствоваться? Верховный суд России в своем постановлении от 13 августа 2015 года обращает внимание на моменты, которые стоит учитывать:
- В соответствии с частью 1 статьи 34 федерального закона «О рекламе» юридические лица обязаны представлять в антимонопольный орган в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения и другую информацию, в том числе составляющую охраняемую законом тайну.
- К тому же нормами федерального законодательства предусмотрены случаи обязательного предоставления персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц… При этом статья 35 закона «О рекламе» обязывает антимонопольный орган и его сотрудников соблюдать коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.
В итоге Верховный суд, рассматривая конкретный случай, пришёл к выводу о том, что требование Иркутского УФАС о представлении сведений от оператора связи соответствовало действующему законодательству, а отказ оператора связи в представлении документов является неправомерным.
Стоит отметить, что ранее судебная практика по данному вопросу была неоднозначной. Арбитражные суды признавали, что оператор связи обязан предоставить информацию по запросу УФАС, но с изъятием относящихся к тайне связи сведений (в том числе фамилий, наименований компаний, абонентских номеров и других данных). Между тем в надзорном ведомстве убеждены, что вправе требовать, что угодно: «Антимонопольный орган может запрашивать документы без каких-либо ограничений по составу и объему необходимой информации для осуществления своих задач и функций», – заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. А за непредоставление запрошенных сведений операторам угрожают административным штрафом в сумме до 200 тысяч рублей.
2.Источники:
- http://www.fontanka.ru/2015/09/15/065/
- http://sudact.ru/vsrf/doc/SX67lO5iZ2Yy/
- http://rusrim.blogspot.ru/2015/11/blog-post_14.html