Меню
Блог

Спамовые телефонные звонки

В последнее время количество спамовых телефонных звонков сильно выросло, причем большая часть такого спама осуществляется за счет абонента.

Мы уже неоднократно писали об этом (например, тут или тут), но кратко повторим суть: недобросовестный рекламораспространитель осуществляет очень короткие вызовы на телефоны абонентов, а абоненты перезвонивают и слушают голосовое сообщение рекламного содержания или соединяются с живыми операторами, которые также доносят до них (абонентов) рекламные сообщения. Разумеется, значительная часть звонков, если вообще не все, совершаются без предварительно полученных согласий получателей.

Оператор связи и ФАС смогли взять под контроль СМС-спам, а вот в рамках существующего законодательства бороться с недобросовестными голосовыми рассылками пока крайне сложно, так как:

  1. На факт неотвеченного голосового вызова пожаловаться сложно, так как такой "звонок" не попадает под описание рекламы в терминах ФЗ "О рекламе".
  2. В случае же, если абонент сам совершает вызов и соединяется с оператором или прослушивает рекламное сообщение, очень сложно обосновать, что рекламораспространителем является спамер.

В противоположность российскому законодательству, например, американские законы умеют бороться с явлением голосового спама достаточно эффективно. В частности:

  1. Нежелательный телефонный звонок в терминах американского законодательства ничем не отличается от СМС-спама (=реклама без предварительного согласия получателей). Другими словами, за такие звонки можно получить точно такие же санкции, как за рассылку СМС-спама.
  2. В США запрещено звонить на номера телефонов (и мобильные, и домашние), которые находятся в Do Not Call листах. То есть неважно, на 1 секунду Вы позвонили или на час - Вы нарушили закон, позвонив на номер. находящийся в таком листе.
  3. Нельзя совершать рекламные звонки до 8.00 и после 21.00 по местному времени.
  4. Закон TCPA обязует компанию указывать свое имя, название физического или юридического лица, от имени которого делается вызов, номер телефона или адрес, по которому с этой компанией можно связаться. Другими словами, неопознанные рекламные звонки запрещены.
  5. Во многих штатах запрещено использование предварительно записанных голосовых сообщений. То есть оператор позвонить может, а вот звонок, где Вам предлагают прослушать автоматический информатор, - нет.

1.Что будет за нарушение законодательства в части недопустимости спамовых голосовых звонков?

  1. Получатель Вашего SMS- или голосового сообщения подать иск в суд. Другими словами, каждый получатель может подать в суд на Вашу компанию за каждое сообщение, которое он получил. Сумма штрафа весьма существенна: получатель может требовать возмещение убытков в размере до 500 долларов за каждое полученное сообщение. Также сумма может вырасти до 1500 долларов за каждое сообщение, если суд усмотрит, что нарушение закона было совершено умышленно и сознательно.
  2. Штат от имени своих граждан может инициировать гражданский иск против спамера.
  3. Жалобы могут быть поданы в Федеральную комиссию по связи, которая имеет право налагать штрафы на спамеров за нарушение законодательства.

Реальные примеры штрафов за спам в США.

Подробнее о штрафах за спам в США.

2.Вывод

К сожалению, ряд не очень добросовестных компаний-участников рынка голосовых рассылок нашли возможность осуществлять голосовой спам с крайне низким риском получения санкций. Однако, стоит надеяться, что рано или поздно управа на них будет найдена. Со своей стороны, мы рекомендуем вносить номера телефонов спамеров в черные списки, а также требовать у звонящего прекратить звонки в будущем. Если же у Вас будет достаточно данных, чтобы обратиться в ФАС с жалобой на недобросовестную рекламу, то Ваш случай может пополнить пока скудное количество примеров привлечения к ответственности голосовых спамеров (пример такого случая тут).

3.Читайте также:

  1. Недобросовестные голосовые рассылки
  2. Новое слово в голосовых рассылках
  3. "Штрафы исключены, конверсия просто адовая"
  4. Спамовые телефонные звонки