Меню

Согласие на СМС-рассылки не может является условием покупки товара или услуги

На рынке СМС-рассылок довольно распространена ситуация, когда рассыльщик использует номера телефонов своих клиентов, потребителей или абонентов только на основании того, что они купили его товар или услугу, обосновывая свои действия тем, что это не спам, когда СМС-сообщения высылаются абы кому, а вполне себе адресное информирование клиентов о чем-либо (скидках, акциях, новых коллекциях и т.п.). То же самое делают службы такси, пиццерии, агентства недвижимости и многие другие. В этой статье рассмотрим, насколько такой подход соотносится с положениями федерального закона "О рекламе" и как себя должны вести солидные и ответственные участники рынка.

Важно понимать, что в терминах федерального закона "О рекламе" любая рассылка рекламных СМС-сообщений должна предваряться получением согласий получателей. То есть российское законодательство не дает никаких особых прав и предпочтений поставщикам, клиентам, продавцам абонента-получателя рассылки. Они точно также должны испрашивать его/ее согласие на получение СМС-рассылок и только потом высылать СМС-сообщения. С этим, кажется, все понятно.

Другим важным вопросом является сложный момент, когда согласие на будущие СМС-рассылки становится условием совершения покупки товара или услуги. Положения, содержащие такие "согласия", можно встретить в договорах банковского обслуживания, мобильной связи, даже при доставке заказанных через интернет товаров и услуг. Обычно там пишут, что абонент дает свое согласие на получение рекламных/информационных СМС-рассылок. В некоторых достаточно курьезных случаях может указываться, что в случае отказа абонента от получения СМС в будущем данное согласие снова считается данным со следующего за отказом дня. Иногда можно встретить положение, согласно которому срок согласия на СМС-рассылки превышает срок действия договора.

Федеральный закон "О рекламе" позволяет абоненту в любой удобный ему момент отказаться от получения рекламных СМС-рассылок, не отказываясь при этом от самой сделки. Аналогичные права закреплены за абонентом и в ФЗ "О связи", и в ФЗ "О персональных данных". Другимим словами, изощренные юристы рассыльщика могут включить в договор даже самые нелепые положения, касающиеся согласий абонентов, но они не будут иметь силы, если противоречат федеральному законодательству. Абоненты могут вступать в деловые отношения (покупать товары или услуги), даже если положения договоров требуют их обязательного согласия на получение рекламных СМС-рассылок. При этом, однако, они могут отказаться от получения таких СМС-сообщений без прекращения сделки.

Таким образом, солидная и ответственная компания будет действовать таким образом:

  1. При продаже своих услуг или товаров в договоре абонент будет иметь выбор соглашаться на плучение СМС-рассылок или нет;
  2. Для получения согласия абонентов на включение в базу адресатов рассылок компания может предлагать подарки или иные поощрения (а может и не предлагать);
  3. Срок действия согласия на получение СМС не будет превышать срок действия договора;
  4. В договоре обязательно будет прописана процедура отказа от получения сообщений в будущем.

Вывод

В завершение отметим, что в некоторых странах с более развитым антиспам законодательством данный вопрос достаточно детально проанализирован и описан в положениях законов. Так, в США закон TCPA содержит пункт, согласно которому согласие на рассылку не может являтся условием покупки товара или услуги, а все соглашения, содержащие подобные пункты, в этой части не законны. То есть, если у пользователя взяли совершенно корректно оформленное согласие на получение СМС именно таким образом (в качестве условия совершения покупки), то это согласие и не согласие вовсе, а попытки отправить такому абонентут рекламное СМС-сообщение могут повлечь серьезные последствия.

Еще одним интересным следствием принципа "Согласие на получение СМС-рассылок не может быть условием покупки товара или услуги" является незаконность столь любимого приема, когда при оформлении заказа у Вас просят ввести номер мобильного телефона "для завершения процедуры" оформления. 

Знайте свои права. Согласие на получение СМС-рассылок не может быть условием покупки товара или услуги.

Начать рассылку

Тестовые сообщения бесплатно

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить