Меню

Борьба с SMS-спамом: что нового?

21 июля 2014 года Президент РФ Путин В.В. подписал Федеральный закон от 21.07.2014 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".

Этот закон сам по себе невелик, но он несет весьма существенные изменения в существующий порядок регулирования SMS-рассылок.

Вот они:

1. Согласно статье №1 данного закона уточняется понятие «рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи»: «рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи».

Итак, рассылка должна обладать следующими признаками:
а) Она должна быть автоматической или
б) С использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также
в) Передача которых (сообщений) не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.
Соответственно, рассылкой не являются сообщения физических лиц.

2. В Законе снова подчеркивается, что «рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено».

Соответственно:
Согласие абонента на рассылку должно быть. Это, конечно, не новость. Такие же требования содержаться в ФЗ «О рекламе» (Статья 18 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ) и в ФЗ «О персональных данных» (Статья 15 ФЗ "О персональных данных" от 27 июля 2006 N 152-ФЗ).

Уточнено, что согласие абонента должно быть выражено посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Необходимость однозначной идентификации абонента сильнее всего отразится на тех компаниях, которые в качестве согласия на рассылки используют акцепт оферты, в которой прописываются необходимые условия и данные. Среди таковых компаний будут терминалы приема платежей, интернет-магазины, такси и т.п. Несмотря на то, что закон не выдвигает требование наличия письменного согласия абонента, скорее всего все сведется именно к нему, так как ни в каком ином случае однозначная идентификация пользователя будет невозможна или крайне затруднительна.

3. «Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи».
Другими словами, больше нельзя будет заказать SMS-рассылку абонентам, например, МТС не в Билайне, это нужно будет делать в МТС и никак иначе. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Изменение рынка СМС рассылок с ноября 2013 года».

4. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи, осуществляемая с нарушением требований настоящего Федерального закона, является незаконной, за исключением рассылки сообщений в целях информирования абонента в связи с перенесением абонентского номера, иных сообщений, которую оператор связи обязан осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также рассылки сообщений по инициативе федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и других органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

А в этом пункте содержатся исключения, когда можно высылать рассылку, даже не имея, например, волеизъявления абонента на ее получение.

5. Абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.
Данным законом закрепляется право абонента обратиться к оператору сотовой связи с требованием прекратить рассылку сообщений как с подписью номером телефона, так и с подписью уникальным кодом идентификации. Оператор связи обязан это требование удовлетворить бесплатно.

6. Оператор связи обязан прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований настоящего Федерального закона рассылку.
В данном законе прописывается обязанность оператора сотовой связи блокировать SMS-спам.

Выводы

  1. Для того, чтобы прекратить SMS-спам, абоненту будет достаточно обратиться к своему оператору связи с требованием прекратить рассылки с определенными подписями/идентификаторами;
  2. Операторы сотовой связи не смогут оказывать услуги по отправке сообщений абонентам других операторов сотовой связи;
  3. Согласие абонента должно быть однозначным и должно включать в себя идентификацию абонента;
  4. Есть перечень тематик рассылок, от которых абонент отказаться не сможет;
  5. Операторы связи должны выявлять SMS-спам и самостоятельно его блокировать даже без обращения абонентов.

Начать рассылку

Тестовые сообщения бесплатно

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить