Действительно ли штрафуют за СМС-рассылку?
Немалое количество компаний используют массовые СМС-рассылки для уведличения продаж и привлечения новых клиентов. И действительно, рассылки отлично работают. Однако часто бывает так, что в погоне за прибылью базнес не обращает должного внимания на юридическую сторону вопроса и в итоге получает штрафы от операторов связи и/или Федеральной анлимонопольной службы: получатели СМС могут обратиться за защитой своих прав, если считают, что не давали согласия на получение Ваших рекламных сообщений.
В федеральном законе "О рекламе" прямо сказано, что рассылку СМС-сообщений можно делать только в случае предварительно полученного согласия абонента. В противном случае отправителю грозит штраф:
- для физических лиц : 2 000 - 2 500 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей: 4 000 - 20 000 рублей;
- для юридических лиц: 100 000 - 500 000 рублей.
Федеральная антимонопольная служба занимается вопросами нарушения законодательства о рекламе. В практике ФАС очень много случаев, когда компании получали внушительный штрафы за недобросовеструю рекламу в общем и за СМС-спам в частности. Как это происходит?
Достаточно частно компании осуществляют СМС-рассылки по базам абонентов, которые не давали своих согласий на получение сообщений. Может быть и такое: согласия абонентов есть, но они не оформляются и не хранятся должным образом. Обычно большая часть получателей рассылки, даже если она была сделана без согласия, просто игнорируют ее, но нередко находятся абоненты, которые жалуются на спам своему оператору связи или даже в ФАС. Эти жалобы в обязательном порядке рассматриваются и у рекламораспространителя запрашивают согласие абонента и основания осуществления рассылки. В случае отсутствия ответа рекламораспространителя (по ФЗ "О рекламе" бремя доказывания наличия согласия абонента лежит на рекламораспространителе!) или в случае отсутствия согласия абонента, оформленного по требования законодательства, на нарушителя накладывается штраф, который с большой долей вероятности перекроет все выгоды от массовой СМС-рассылки. Именно поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем отправить рассылку по Вам неизвестной базе получателей без согласия последних.
Также стоит обязательно учитывать то, сумма штрафа, вероятно, будет существенно выше, чем заявлено в этом материале, ведь в России существует практика привлечения к ответственности за СМС-спам всей цепочки поставщиков СМС, начиная с оператора связи. Соответственно, все вышестоящие поставщики, получившие штраф за рассылку конечного рекламораспространителя предъявят эти штрафы к оплате в порядке регресса.
Вывод
Много лет наша компания ведет общирную просветительскую работу среди действующих и потенциальных клиентов с целью информирования рекламораспространителей о всех аспектах рекламного законодательства. И мы пришли к такому сложному и одновременно простому выводу: нужно собирать согласия абонентов на СМС-рассылку и оформлять их в полном соответствии с требованиями действующих законов. Это не только защитит Вас от разбирательств и санкций, но и послужит базой для повышения надежности и роста Вашего бизнеса.