Меню
Блог

Несанкционированные SMS-рассылки (СПАМ): как бороться?

С развитием рынка мобильной связи все острее звучит вопрос несанкционированной рекламы: бизнес по достоинству оценил инструмент голосовых, email- и SMS-рассылок за относительную дешевизну контакта, скорость осуществления рекламной кампании и небольшое время до получения результата, который вполне можно измерять и анализировать.

Это достаточно быстро привело к широчайшему распространению смс рассылок и к быстрой усталости получателей голосовых, смс или email-сообщений, ведь рассылать стали много, часто и, что печально, без согласия абонентов.

1.Как минимум в 2 действующих на начало 2014 года законах содержится запрет на отправку несанкционированных сообщений:

I. Статья 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ гласит:
1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
II. Статья 18 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ гласит:
1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.
4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
III. Статья 15 ФЗ "О персональных данных" от 27 июля 2006 N 152-ФЗ гласит:
1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.
Такие формулировки создают несколько важных проблем:
1. Определение рекламы в части «неопределенного круга лиц» и «направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» вызывает вопросы относительно того, считать ли рекламой несанкционированную рассылку на несколько номеров телефонов информации, не связанной с формированием и поддержанием интереса о продукте.
2. Не определена точная форма выражения согласия абонента на получение рекламных сообщений, поэтому есть разночтения в то, что таким согласием считать, одни считают согласием письменное заявление абонента, другие – акцепт оферты, содержащей пункт о согласии на рассылки, третьи – регистрацию на сайте, четвертые – прежние обращения абонента и т.п.
3. Не определена точная форма требования о прекращении рассылок, что вызывает еще больше вопросов: является ли требованием телефонный звонок с требованием прекратить рассылки, либо нужно письменное заявление, поданное лично?

2.Реалии рынка добавляют к этому еще несколько серьезных проблем:

  1. Ошибочно указанные номера телефонов, электронных адресов: нет никакой возможности проверить, кому на самом деле принадлежит номер телефона или электронный адрес;
  2. Какой предельный срок действия согласия на получение рассылок? Что делать, если согласие дал один абонент, номер которого перешел к следующему абоненту?
  3. Как подтвердить, что согласие абонента на рассылки было и что оно было сделано именно так, а не иначе (речь про акцепт оферты в платежном терминале, например)?
  4. Следует ли отписывать абонента от информации, которая необходима, например, по договору банковского обслуживания? Предположим, абонент просрочил выплаты по кредиту и требует прекратить рассылки и звонки с требованием погасить задолженность.
  5. Если абонент не является стороной договора с оператором связи, но пользуется номером телефона, имеет ли он право подавать заявление в ФАС?
  6. Как часто стоит высылать сообщения абонентам, которые давали согласие на получение рассылок?

3.Меры по минимизации количества получаемых сообщений:

  1. Обратитесь к своему оператору сотовой связи с требованием никогда не высылать Вам рекламные сообщения;
  2. Не выражайте согласия на получение рассылок в анкетах, при регистрации на сайтах и т.п.;
  3. В случае получения нежелательного сообщения обратитесь к компании, которая осуществила рассылку, с требованием прекратить новые рассылки. Желательно делать это письменно или любым способом, к которому можно будет апеллировать у будущем;
  4. Написать жалобу в ФАС на недобросовестную рекламу.

В качестве рекомендации отметьте себе также, что большинство разбирательств в ФАС заканчивается предъявлением согласия абонента, про которое он забыл, поэтому обращайте внимания на то, кому даете согласие на рассылки.